Главная страница

История издательства «Мусагет»

«Мусагет» был организован в 1909 г. музыкальным и литературным критиком Э.К.Метнером (брат известного композитора и пианиста Н.К Метнера). Название «Мусагет» - в честь Аполлона, означает - водитель муз. Метнер объяснял название так: 1) противопоставить царящему в современном искусстве дионисизму принцип гармонического аполлонизма; 2) показать, что издательство принимает все девять муз, включая музу науки, понимаемой артистически, как культурная сила.

Основателями и ближайшими сотрудниками издательства были поэты Андрей Белый и Эллис (Л.Л.Кобылинский), а также литераторы и переводчики А.С.Петровский и М.И.Сизов. Секретарями «Мусагета» работали А.М.Кожебаткин (1911-1912 гг.), затем его сменил В.Ф.Ахрамович (1912-1913), и наконец - Н.П.Кисилев (с октября 1913 г.) (впоследствии выдающийся книговед). "Заведующий коммерческой частью" был В.В.Пашуканис. Финансировалось издательство в начале своей деятельности немецкой финансисткой Ядвигой Фридрих (Hedvig Friedrich). В первый год ею было выделено 22 000 р.

Дом по Пречистинскому (Гоголевскому) бульвару 31, где помещалось издательство "Мусагет"Дом по Пречистинскому (Гоголевскому) бульвару 31,
где помещалось издательство "Мусагет"

Эллис сформулировал "краткий план" работы «Мусагета»:

  1. Перевод европейских писателей, по возможности современных, т.е. одного с нами века или полстолетия.
  2. Преимущественно художников перед критиками.
  3. Но прозаиков перед поэтами.
  4. Писателей классических, т.е.создавших свой оригинальный стиль и не заимствовавших основные идеи своих творений.
  5. Преимущественно не-реалистов.
  6. Проведение строгой идеи самоцельности и автономности искусства (при выборе).
  7. Избегать очень небольших, а также очень длинных произведений (лучше среднего объема 15-20 печ. листов).
  8. Тщательно избегать вещей, носяших пророческий или проповеднический характер.
  9. Предпочтение аристократическому стилю (в смысле sensations rares) перед вульгарным.
  10. Меньше полемики.
Андрей Белый стремился превратить «Мусагет» в общественное явление. Он писал Э.Метнеру: "Вы скажете: "«Мусагет» прежде всего убежище для Метнера, Эллиса, Белого", а вот вышло, что убежище есть с каждым днем все более лозунг ( фактически уже «Мусагет» - клуб, где бывают философы, художники и т.д., то есть место завязывания новых идейных узлов, общений, планов и т.д."

Однако, когда в 1912 г. Андрей Белый стал фанатичным приверженцем антропософского учения Рудольфа Штейнера и пытался превратить «Мусагет» и журнал "Труды и дни" в органы этого учения, Э.Метнер категоричски отверг эту попытку: "«Мусагет» навсегда останется литературным органом культуры и никогда не станет прозелитским органом оккультизма; без религии не мыслима культура, но насильно объединять всех членов «Мусагета» в одну религиозную общину и проповедовать религиозное делание я никогда не позволю".

За годы существования «Мусагет» выпустил 44 издания (распределение по годам):
Количество изданий по годам
из них 14 переводов, 6 из которых, представлявших книги мыслителей прошлого, образовали серию "Орфей".

Средний тираж изданий «Мусагета» - 1460 экз. (201 экз. - минимальный и 3000 экз. - максимальный) со средней ценой 1 р. 90 коп.
 

Основные черты деятельности «Мусагета»:

Редакция "Логоса" находилась в лоне издательства "Мусагет" на Пречистенском бульваре (теперь Гоголевский, д. 31), а буквально рядом, в Филипповском переулке (теперь пер. Аксакова, д. 11) и на Знаменке (теперь ул. Фрунзе, д, 11) располагались соответственно типография и издательство "Пути". Как пишет д-р Н. Зернов: "Группа сотрудников Меттнера, особенно в философских изданиях "Логос", была враждебна славянофильскому и православному "Пути", однако много позднее некоторые из ее участников стали деятельными членами Церкви". Среди них Степун, который, также много позднее, замечал, что лежавшее в основе журнала "романтически- славянофильское отрицание александрийскоэклектической культуры XIX века" было уже тогда залогом "к занятию религиозных, а в последовательном развитии и христианских позиций в историософии". Но до этого было еще далеко. Пока что Степун намеревался "философствуя" от младых ногтей "... постричь волосы и ногти московским славянофилам", выработать новый, а точнее реформировать старый стиль русской философии, отвечать не на "Како веруеши?", а на: "Владеешь ли своим мастерством?"

Использованы материалы: Г.А.Толстых. Издательство «Мусагет» // Книга: Исследования и материалы. 1988. Сб. 56. с. 112-133.

Hosted by uCoz