История
издательства «Мусагет»
«Мусагет» был организован в 1909 г. музыкальным и литературным критиком
Э.К.Метнером (брат известного композитора и пианиста Н.К Метнера). Название
«Мусагет» - в честь Аполлона, означает - водитель муз. Метнер объяснял
название так: 1) противопоставить царящему в современном искусстве дионисизму
принцип гармонического аполлонизма; 2) показать, что издательство
принимает все девять муз, включая музу науки, понимаемой артистически,
как культурная сила.
Основателями и ближайшими сотрудниками издательства были поэты Андрей
Белый и Эллис (Л.Л.Кобылинский), а также литераторы и переводчики А.С.Петровский
и М.И.Сизов. Секретарями «Мусагета» работали А.М.Кожебаткин (1911-1912
гг.), затем его сменил В.Ф.Ахрамович (1912-1913), и наконец - Н.П.Кисилев
(с октября 1913 г.) (впоследствии выдающийся книговед). "Заведующий коммерческой
частью" был В.В.Пашуканис. Финансировалось издательство в начале своей
деятельности немецкой финансисткой Ядвигой Фридрих (Hedvig Friedrich).
В первый год ею было выделено 22 000 р.
Дом
по Пречистинскому (Гоголевскому) бульвару 31,
где помещалось издательство "Мусагет"
Эллис сформулировал "краткий план" работы «Мусагета»:
-
Перевод европейских писателей, по возможности современных, т.е. одного
с нами века или полстолетия.
-
Преимущественно художников перед критиками.
-
Но прозаиков перед поэтами.
-
Писателей классических, т.е.создавших свой оригинальный стиль и не заимствовавших
основные идеи своих творений.
-
Преимущественно не-реалистов.
-
Проведение строгой идеи самоцельности и автономности искусства (при выборе).
-
Избегать очень небольших, а также очень длинных произведений (лучше среднего
объема 15-20 печ. листов).
-
Тщательно избегать вещей, носяших пророческий или проповеднический характер.
-
Предпочтение аристократическому стилю (в смысле sensations rares) перед
вульгарным.
-
Меньше полемики.
Андрей Белый стремился превратить «Мусагет» в общественное явление. Он
писал Э.Метнеру: "Вы скажете: "«Мусагет» прежде всего убежище для Метнера,
Эллиса, Белого", а вот вышло, что убежище есть с каждым днем все более
лозунг ( фактически уже «Мусагет» - клуб, где бывают философы, художники
и т.д., то есть место завязывания новых идейных узлов, общений, планов
и т.д."
Однако, когда в 1912 г. Андрей Белый стал фанатичным приверженцем антропософского
учения Рудольфа Штейнера и пытался превратить «Мусагет» и журнал "Труды
и дни" в органы этого учения, Э.Метнер категоричски отверг эту попытку:
"«Мусагет» навсегда останется литературным органом культуры и никогда не
станет прозелитским органом оккультизма; без религии не мыслима культура,
но насильно объединять всех членов «Мусагета» в одну религиозную общину
и проповедовать религиозное делание я никогда не позволю".
За годы существования «Мусагет» выпустил 44 издания (распределение
по годам):
из них 14 переводов, 6 из которых, представлявших книги мыслителей
прошлого, образовали серию "Орфей".
Средний тираж изданий «Мусагета» - 1460 экз. (201 экз. - минимальный
и 3000 экз. - максимальный) со средней ценой 1 р. 90 коп.
Основные черты деятельности «Мусагета»:
-
Принципиально некомерческий характер предприятия;
-
Программность репертуара;
-
Проявление во всех изданиях личностного отношения, индивидуальных вкусов
не только авторов, но и всех сотрудников-единомышленников, объединенных
идеей служения культуре;
-
Дилетантизм в организации и ведении дел;
-
Высокая культура редакционной подготовки изданий;
-
Высокое качество оформления и полиграфического исполнения изданий.
Редакция "Логоса" находилась в лоне издательства
"Мусагет" на Пречистенском бульваре (теперь Гоголевский, д. 31), а буквально
рядом, в Филипповском переулке (теперь пер. Аксакова, д. 11) и на Знаменке
(теперь ул. Фрунзе, д, 11) располагались соответственно типография и издательство
"Пути". Как пишет д-р Н. Зернов: "Группа сотрудников Меттнера, особенно
в философских изданиях "Логос", была враждебна славянофильскому и православному
"Пути", однако много позднее некоторые из ее участников стали деятельными
членами Церкви". Среди них Степун, который, также много позднее, замечал,
что лежавшее в основе журнала "романтически- славянофильское отрицание
александрийскоэклектической культуры XIX века" было уже тогда залогом "к
занятию религиозных, а в последовательном развитии и христианских позиций
в историософии". Но до этого было еще далеко. Пока что Степун намеревался
"философствуя" от младых ногтей "... постричь волосы и ногти московским
славянофилам", выработать новый, а точнее реформировать старый стиль русской
философии, отвечать не на "Како веруеши?", а на: "Владеешь ли своим мастерством?"
Использованы материалы: Г.А.Толстых. Издательство «Мусагет»
// Книга: Исследования и материалы. 1988. Сб. 56. с. 112-133.